Активное обучение

Интервью
Преподаватель Университета ИТМО — о том, как наладить взаимодействие с обучающимися, повысить уровень мотивации и выстроить образование, основанное на навыках
#образовательный_опыт
Что такое активное обучение, почему лучшие вузы страны берут его на вооружение и как эта система помогает университетам выпускать конкурентоспособных специалистов? Опытом редизайна обучения и его результатами с нами делится преподаватель блока Soft Skills Университета ИТМО Юлия Романенко.
Юлия Романенко
Преподаватель блока Soft Skills Университета ИТМО. Обладатель звания «Лучший преподаватель Университета ИТМО 2021» и двукратный победитель номинации «Лучший образовательный проект». Член Ученого совета Университета ИТМО

- Юля, расскажи, пожалуйста, о своем опыте преподавания в ИТМО. Каким университет был пять лет назад, когда ты в него пришла? Как было устроено преподавание, какие были студенты, и что изменилось за время твоей практики тут?
Я преподаю с 2018 года, а в университет ИТМО пришла из корпоративного мира. Перед мной и моей командой (*Soft Skills ИТМО) стояла задача — научить студентов гибким навыкам. Наши предметы — это работа в команде, эффективные коммуникации, эмоциональный интеллект, переговоры и многое другое. И надо понимать, что в вузе с преимущественно технарскими специальностями мы столкнулись с непониманием: студенты не видели смысла тратить время на пары, где не дают харды. Нам было важно показать им эту ценность. Забегая вперед, скажу, что нам это удалось, делая студентов активными участниками процесса и внедряя методы активного обучения в нашу работу.

Активные методы обучения

— Как у вас получилось организовать обучение софтам? Работа в команде, эмоциональный интеллект ит.д. — звучит так, как будто одними лекциями тут не ограничишься
Принципы и лайфхаки в преподавании, которые у меня сейчас есть — это большая исследовательская работа и море практики. Могу с уверенностью сказать, что-то, с чего мы начинали в 2018 году и то, что есть сейчас — две противоположные картины.

Современное поколение учится не так, как учились мы. Время для них является высокой ценностью, и они хотят понимать, зачем они его тратят.

Что было и что изменилось? Во-первых, изменилась форма преподавания. В 2018 году образовательный процесс в ИТМО был устроен в классической парадигме с лекциями и семинарами. По итогам первого года запуска блока Soft Skills мы стали проводить замеры, ввели систему метрик и поняли, что такой формат неэффективен. Ведь за полтора часа слушания студенты практически ничего не запоминают, и тем более не получают практических навыков — а для нас это самое главное.
Современное поколение учится не так, как учились мы. Время для них является высокой ценностью, и они хотят понимать, зачем они его тратят, хотят видеть применение на практике всего, чему учатся. Они хотят результата и практической применимости того, что они получают в университете. Поэтому после первого года преподавания моего и моей команды мы убрали всю «пассивную» часть.

Метрики оценки качества

— Ты упомянула про замеры. У вас есть какая-то система метрик, на которую вы опираетесь при работе со студентами?
Да, конечно такая система есть. Самое первое — это посещаемость. Мы видели, как преподаватели тратили безумное количество сил и времени, чтобы подготовиться к лекциям, а студенты на них ходили очень плохо. Средняя явка на лекционные занятия составляла примерно 60−65%. В какой-то момент мы сделали посещение пар обязательным, но это вызывало огромное сопротивление у студентов и по итогу оказалось абсолютно неэффективно. Только после того, как мы отказались от лекционного формата в пользу тренингов и воркшопов, явка выросла. Сейчас она у нас составляет в среднем 85% и выше.
— То есть сейчас явка не обязательна для студентов?
Каждому студенту надо освоить минимум 60% курса — это достаточно лайтово. Обычно, когда необходимый процент освоения достаточно невысокий, как у нас, у студента возникает соблазн многое пропустить. Но при этом у себя мы видим картину, что студент уже набрал эти 60 баллов, и все равно ходит — ему нравится, он видит для себя эту пользу.
Шаблон анкеты для сбора обратной связи
— Какие показатели вы отслеживаете помимо посещаемости?
После каждого курса мы собираем достаточно подробную обратную связь и проводим анкетирование студентов. Мы отслеживаем стандартную, но очень важную продуктовую метрику удовлетворенности (CSAT) по разным критериям: уровень материала, уровень преподавания, комфорт и удобство образовательной среды. В отзывах часто встречаются фразы — «затянуло», «учиться было прикольно» — для нас это очень приятно и важно.
Кроме того, мы замеряем процент студентов, которые вовремя сдают работы, и при этом мы оцениваем корреляцию с качеством этих работ. Ну и конечно мы отслеживаем количество людей, которые получают «зачет» по дисциплине в рамках первой попытки, и этот показатель у нас растет с каждым семестром.
Кстати, буду рада поделиться анкетой, на основе которой мы собираем обратную связь от студентов. Мы разрабатывали ее совместно с Центром качества нашего университета, и она может быть полезна не только преподавателям, но и административным работникам университетов, т. к мы ее еще используем в рамках оценки качества.

Активное обучение и андрагогика

— Ты упомянула, что большую роль в выстраивании процесса работы со студентами у вас сыграло активное обучение. Расскажи, пожалуйста, что это такое, из чего оно состоит и как вы применяете его в своей работе?
Давай представим всем нам знакомую картину: сидит за партой ученик — такой пустой сосуд, и учитель вливает в него новые знания. Эта картина всем хороша, но почему-то не учитывает того факта, что ученик может иметь свой опыт и свои знания.
В принципе, если мы говорим о маленьких детях, то у них действительно может не быть особого бэкграунда в знаниях и навыках. Но в обучении взрослых — андрагогике — метод пустого сосуда не работает. Говоря об активном обучении, мы в первую очередь имеем в виду взаимодействие с достаточно взрослыми людьми, у каждого из которых есть свой бэкграунд. Людьми, «наращивающими» новые знания на свой опыт, на тот уникальный набор знаний и навыков, которыми они уже обладают.
В центре активного обучения находится сам студент, и поэтому большая часть работы, которая совершается на занятии, делается студентом. Роль преподавателя в активном обучении — это роль фасилитатора, помощника и ментора.
— Получается, что такой формат обучения разгружает преподавателя?
С одной стороны, да — действительно разгружает. Мы на своих программах Soft Skills всю теорию переформатировали в короткие онлайн-уроки. Они удобны для самостоятельного изучения, визуально красивые, достаточно короткие и доступные для изучения в любое удобное для студента время и с любого удобного ему устройства. Нашим преподавателям уже не нужно надрываться полтора часа для чтения материала, тем более что эти полтора часа превращаются в десятки часов, если подумать, что эту лекцию он повторяет каждому новому потоку студентов.

Основная задача преподавателя – создать атмосферу, для того, чтобы трудился студент

С другой стороны, мы видим, как тяжело преподавателям расставаться с устоявшейся системой полуторачасовых лекций — для многих это настоящий челлендж. Это восприятие — «вот я сейчас приду в аудиторию и буду что-то рассказывать полтора часа» — глубоко в нас сидит. Часто преподавателям нужно себя «ломать», отступать на задний план, предоставлять студентам больше пространства и воздуха. Это непростая задача, и не все с ней справляются.
— То есть возникает соблазн всех посадить и научить?
Да. Или, к примеру, студент в аудитории о чем-то спросил — и преподавателя понесло в глубокие подробные ответы. Студенты замечают такие особенности преподавателя и часто этим пользуются. Вот сейчас, например, на улице зима, все уставшие, делать ничего не хочется. Студент приходит в аудиторию, задает преподавателю какой-нибудь вопрос — и сидит отдыхает, пока тот долго и развернуто отвечает.
Поэтому основная задача преподавателя — создать атмосферу для того, чтобы трудился студент. Навыки же не появляются из теории: если студент просто прочитает книжку или послушает лекцию, это будет не особо результативно. Задача преподавателя — создать такое пространство, чтобы студент в безопасных для себя условиях пытался вырабатывать навыки.
— А как студенты реагируют на такие изменения? Не все же одинаково мотивированы, кто-то любит посидеть в уголке и послушать препода, а потом учебник почитать
Все так. Для студента — это работа. У нас есть занятия, которые начинаются в 8:20, и конечно это непросто. Мы все живые люди: я, кстати, сама когда учусь, тоже не всегда испытываю горящего желания рваться вперед — иногда хочется просто посидеть и послушать лектора. Поэтому я понимаю, что для студента это тоже достаточно тяжелая работа. Но тот результат, который они видят — они его очень ценят. Что они не просто потратили своё время, а они провели его качественно и с пользой. Тут я, конечно, замечу, что речь идет о студентах ИТМО — они у нас в принципе довольно классные и любят работать на результат.
В любом университете в любой группе будут те, кто ничего не хочет по каким-то причинам. Активное обучение — не про насилие. Оно про вовлечение и предоставление выбора. Если студент говорит: «я сегодня не готов», — окей, тогда перед преподавателем стоит новая задача придумать студенту другую роль. Да, он может не получить баллов за это занятие, если он не активен. Но никто его не будет заставлять.

Ценный сотрудник — это тот, которого не надо пинать, который может действовать самостоятельно. Это качество мы и стараемся взращивать в наших студентах

— Наверное, не все студенты довольны таким раскладом?
Наша задача как университета заключается в подготовке студента к взрослой жизни и будущей работе. Ценные кадры — это те, кто умеет работать автономно, кого не надо пинать, заставлять и контролировать. Вот эту взрослость, субъектность мы очень стремимся взращивать в студентах с помощью активного обучения в том числе.
Конечно, мы понимаем, что студентам бывает сложно, особенно когда студент приехал из другого города или другой страны — а у нас таких очень много. Мы стараемся прибегать к балансу: с одной стороны мы стараемся оказывать поддержку, сочувствие, давать рекомендации, но с другой стороны — призываем всегда помнить про правила и границы.
— Какие правила в отношениях со студентами у вас существуют?
Мы исходим из того, что студент — это взрослый человек. Преподаватель — тоже взрослый человек, поэтому в процессе обучения ответственность разделяется между двумя равноправными людьми. Ответственность преподавателя — дать качественный контент, сделать обучение удобным, давать подробную и своевременную обратную связь. Дальше идет ответственность студента.
— Кажется, что не все студенты готовы брать на себя такую ответственность за свое обучение. Что делать с теми, кто пришел в университет «потому что надо»? Будет ли для них работать активное обучение?
Эта система будет работать в любом случае, если перед вузом стоит задача вырастать классный кадр, классного профессионала. Сейчас концепция активного обучения занимает свои позиции в тех вузах, которые много времени уделяют исследованиям — это, например, Вышка (*НИУ ВШЭ), Политех Петра (*СПбПУ).
Бывает, что к нам на обучение приходят студенты из других вузов, которые привыкли учиться в более классической парадигме. Для них контакт с нами часто начинается с шока: как это — нельзя сидеть в выключенной камерой и заниматься своими делами, а тут еще какая-то доска Miro, что это вообще такое?! Для таких студентов обучение у нас становится мощной прокачкой.

Навыки преподавателя

— Со студентами более-менее разобрались. Давай теперь немного про преподавателей. Какими навыками должен овладеть преподаватель, чтобы работать с активным обучением? В чем и как себя прокачать?
Требования к преподавателю действительно возрастают. Ему нужно обладать знаниями и навыками из очень разных отраслей знаний. В частности, классному преподавателю важно понимать основы нейробиологии — например, про то, что студент не может больше 20 минут концентрироваться на задаче. Понимать основы педагогического дизайна — строить свое обучение от целей и всегда держать их в фокусе. Преподавателю нужно учиться давать обратную связь. Это вопреки распространенному мнению не приходит к нам интуитивно. Интуитивно — это красная ручка в школе и двойка.
— Где и как преподавателю добирать эти навыки, учитывая то, что знания нужны очень разнообразные из разных сфер?
Рынок сейчас изобилует информацией: чего-чего, а недостатка обучения сейчас точно нет. Мы для своих внутренних нужд сделали обучающий продукт, в котором уверены на 100% - это курс «Активное обучение». Мы уже учим на нем своих менторов и преподавателей. Это полностью предзаписанный курс — мы выбрали этот формат, чтобы разгрузить аудиторное время наших преподавателей. Сейчас, уже после того, как он был откатан на наших сотрудниках, мы запускаем его в открытом доступе для всех желающих. Мы специально поставили на него невысокую цену, потому что понимаем, что возможности покупать дорогие курсы, дорогое обучение есть не у всех.
Что мы там изучаем? Педагогический дизайн, в частности создание карты курса и планирование занятия. Мотивационный дизайн, работу с группой, управление групповой динамикой, ораторское мастерство для преподавателя. Цифровую грамотность для преподавателя и интерактивные технологии. В общем, это та самая база активного обучения, которой мы сами обучались для наших внутренних потребностей. За годы нашей практики мы пробовали многие вещи на себе и своих студентах и точно можем сказать, что работает, а что нет.
Эти знания будут полезны начинающим преподавателям и всем, кто хочет учить взрослых — например, Edtech-экспертам, методистам, или тем, кто хочет открывать свою онлайн-школу. Опытные специалисты тоже смогут найти для себя много интересного — в курсе мы даем шаблоны, чек-листы и другие инструменты, которые можно забрать себе и использовать в повседневной практике.
Активное обучение
Развиваем навыки эффективного преподавания взрослым
Курс
Оставайтесь с нами на связи
Адрес
ИТМО/Онлайн, офис 1227, ул. Ломоносова д. 9, Санкт-Петербург, 191 002
Контакты
Подписывайтесь на ламповую рассылку
Подать заявку на разработку курса
У вас есть экспертиза и вы готовы поделиться знаниями? Или есть крутая идея образовательного продукта? Расскажите нам о себе и сделайте проект вместе с ИТМО
Мы будем делиться новостями, полезными материалами выгодными предложениями
Подписы-
вайтесь на ламповую рассылку
Информация © 1993–2023 Университет ИТМО
Разработка © 2024 Университет ИТМО
Информация
Документы
Правила использования информации в доменной зоне itmo.ru
Политика по обработке Персональных данных

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет ИТМО»

197101, г. Санкт-Петербург, Кронверкский проспект, д. 49 лит. А

ИНН 7813045547

ОГРН 1027806868154